Инновационные технологии на занятиях с детьми при организации досуга.
Досуг-дело инноваций!
В условиях современного мира, человек живет в состоянии постоянного стресса, перенасыщенность информацией, загруженность, лавина проблем, все эти казалось бы не детские проблемы, откладывают отпечаток и на наших детях. Редко ребенок живет беззаботной, детской жизнью, неспешно познавая окружающий мир, сейчас так жить «нельзя». В век информационного прогресса, все должно быть быстро, энергично, безошибочно. И не важно какой ценой это дается. Мы не задумываемся, что детская психика очень нежна и уязвима, не важно:«что повторенье, мать ученья», мы стараемся об этом не думать. Крутим колесо времени….а щепки летят….
В социальном проекте «Благость» принимают участие дети разного возраста, зачастую это дети с огромным багажом жизненных проблем. Становление личности обусловлено прохождением возрастных кризисов. Личность постоянно подвергается воздействию внешних факторов, а у наших детей это зачастую негативные факторы, влияющие на кризисную ситуацию.
Но гармоничное развитие личности ребенка возможно лишь при сохранении и укреплении его здоровья, а так же психологического состояния и социального положения в обществе. Создав ребенку атмосферу благополучия в эмоциональной, познавательной сфере, развивая его положительные черты характера, мы формируем успешного, уверенного в себе человека, который четко знает цель в жизни и уверенно следует ей.
В связи с вышесказанным возникла необходимость углубленной психокоррекционной работы с подростками, остро переживающими подростковый кризис, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С этой целью с начала реализации инновационного социального проекта Рассказовского района Тамбовской области «Благость» (апрель 2018г.) в созданном Центре социального сопровождения и реабилитации детей «Благость» идет внедрение инновационных методик: «Наставничество», «Эстетотерапия», «Эрготерапия», «Арт-терапия»: «Изотерапия», «Фототерапия», «Сказкотерапия», «Музыкотерапия», «Глинотерапия», технология «Сетевого общения», позволяющих добиться поставленных целей, сделать жизнь детей комфортней и успешнее.
Инновационные технологии «Эстеторерапия» и «Эрготерапия» широко реализовываются на базе модели функциональной кухни (с приобретенной необходимой бытовой техникой и кухонным оборудованием). Педагогом дополнительного образования Тюриной Н.Н. проводятся практические занятия, в обстановке домашней кухни и столовой, которые моделируют ситуации «благоприятной семейной среды». Занятия пользуются большим интересом не только у ребят, но и у родителей. Преследуя задачу мотивации родителей на совместное общение, специалисты организовывают семейные занятия, стараясь увлечь как можно большее количество членов семьи в процесс приготовления пищи. Педагог обучает детей простейшим рецептам приготовления пищи, а так же совместно с родителями сервирует стол, стараясь проявить максимум творчества (сервировка представляет собой творческий процесс: в разных стилях, используя вариативный подход). Процесс сопровождается тематическими беседами (связанными с праздниками, русскими традициями, различными предметами интерьера). В рамках новогодних праздников, дети и родители, испекли пряничный домик, учились из доступных продуктов готовить праздничные блюда. На занятиях изучаются азы норм и правила этикета. Кабинет функциональной кухни работает всю неделю с хватом детей (18 чел.) и родителей (8 чел.). При проведении занятий соблюдаются санитарные нормы и правила.
Творческая мастерская «Фантазия» — еще одна инновационная площадка центра «Благость», где идет апробация новых методов и технологий. С большим вдохновением дети посещают занятия по разработанным педагогами дополнительного образования программам, включающим в себя арт-терапевтические методики. Как показала практика, использование названных методов делает занятия нетрадиционными, насыщенными и очень интересными, позволяющими приобрести не только мастерство, но и изучить технику изготовления различных поделок, а благодаря инновациям еще и раскрепоститься, получить психологическую помощь. В мастерской работают квалифицированные, творческие педагоги: Попова Е.Ю., Ивановская Л.Н., Тюрина Н.Н., Харитонова М.С., которые могут увлечь детей и поделиться опытом и мастерством.
Технология «Фототерапия» реализуется на базе фотостудии, работа в которой оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций. Занятия ведет молодой, инициативный педагог Степанова Д.С.
Она учит ребят не только работать с фотоаппаратом, осветительными приборами, фонами, но и развивает воображение ребенка, мелкую моторику, координацию движений, стимулирует любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, воспитывает эстетические качества. Фотостудия позволяет наиболее полно проявить себя в различных видах деятельности (конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением, самореализацией). Дети тренируются в решении проблемных ситуаций, идет становление личности, выравнивание характеров. В фотостудии ярко отслеживается живое взаимодействие детей и родителей, они сами на свой вкус организовывают фотозоны, проявляют инициативу в области дизайна интерьера. Итогом работы фотостудии стали проведенные семейные фотосессии (5 семей).
Еще одна инновационная технология реализующаяся в рамках проекта — «Наставничество». Данная технология является наиболее актуальной в сегодняшнем мире, она помогает детям получить представление о роли наставничества в жизни человека , приобрести навыки ведения тренинговой работы в рамках формирования тандема, использовались техники установления контакта и выравнивания напряжения, для принятия в свою жизнь нового значимого взрослого человека. В рамках проекта образовались 12 пар «наставник-наставляемый», кроме долгосрочного наставничества, в ходе проекта был опыт наставничества краткосрочного. Этот бесценный опыт дети перенесут в жизнь, приобретут навыки общения, взаимодействия, а главное в их жизни появиться цель, к которой они будут стремиться.
Еще одна технология успешно реализуется в проекте- «Сетевого общения», которая в работе с детьми и семьями целевой группы помогает развитию коммуникативных навыков, непрерывному обмену информацией, получению консультаций разного характера, получению обратной связи.
Дети и родители целевой группы теперь не просто бездумно проводят время в сети, проживая «чужую» жизнь, а стали ее активными пользователями. В соцсетях появляются фотографии с их лицами, событиями из их жизни, которая стала наполненной и интересной.
За истекший период реализации проекта вышеперечисленными технологиями были охвачены 121 ребенок, проживающий на территории Рассказовского района.
О.С. Пьянова
Обсуждение закрыто.