Инновационные технологии  на занятиях с детьми при организации досуга.

Досуг-дело инноваций!

В условиях современного мира, человек живет в состоянии постоянного стресса, перенасыщенность информацией,  загруженность, лавина проблем, все эти казалось бы не детские проблемы, откладывают отпечаток и на наших детях. Редко ребенок живет беззаботной, детской жизнью, неспешно познавая окружающий мир, сейчас так жить «нельзя». В век информационного прогресса,  все должно быть быстро, энергично, безошибочно. И не важно какой ценой это дается. Мы не задумываемся, что детская психика очень нежна и уязвима, не важно:«что повторенье, мать ученья», мы стараемся об этом не думать. Крутим колесо времени….а щепки летят….

В социальном проекте «Благость» принимают участие дети разного возраста, зачастую это дети с огромным багажом жизненных проблем. Становление личности обусловлено прохождением возрастных кризисов. Личность постоянно подвергается воздействию внешних факторов, а у наших детей это зачастую негативные факторы, влияющие на кризисную ситуацию.

Но гармоничное развитие личности ребенка возможно лишь  при сохранении и укреплении его здоровья, а так же  психологического состояния и  социального положения в обществе. Создав ребенку атмосферу благополучия в эмоциональной, познавательной сфере, развивая его положительные черты характера, мы формируем успешного, уверенного в себе человека, который четко знает цель в жизни и уверенно следует ей.

В связи с вышесказанным возникла необходимость углубленной психокоррекционной работы с подростками, остро переживающими подростковый кризис, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С этой  целью  с  начала реализации  инновационного  социального проекта Рассказовского района Тамбовской области «Благость» (апрель 2018г.) в  созданном Центре социального сопровождения и реабилитации детей «Благость» идет внедрение инновационных  методик: «Настав­ничество»,  «Эстетотерапия», «Эрготерапия»,   «Арт-терапия»:  «Изотерапия», «Фототерапия», «Сказкотерапия», «Музыкотерапия», «Глинотерапия», технология «Сетевого общения», позволяющих добиться поставленных целей, сделать жизнь детей комфортней и успешнее.

  Инновационные технологии  «Эстеторерапия» и «Эрготерапия» широко реализовываются на базе модели функциональной кухни (с приобретенной необходимой бытовой техникой и кухонным оборудованием). Педагогом дополнительного образования Тюриной Н.Н. проводятся практические занятия,  в обстановке домашней кухни и столовой,  которые моделируют ситуации «благоприятной семейной среды». Занятия  пользуются большим интересом не только у ребят, но и у родителей. Преследуя  задачу мотивации родителей на совместное общение, специалисты организовывают семейные занятия, стараясь увлечь как можно большее количество членов семьи в процесс приготовления пищи.  Педагог обучает детей простейшим рецептам приготовления пищи, а так же  совместно с родителями сервирует стол, стараясь проявить максимум творчества (сервировка представляет собой творческий процесс: в разных стилях, используя вариативный подход).  Процесс сопровождается тематическими беседами  (связанными с праздниками, русскими традициями, различными предметами  интерьера).  В рамках новогодних праздников, дети и родители, испекли пряничный домик, учились из доступных продуктов готовить праздничные блюда. На занятиях изучаются азы норм и правила этикета. Кабинет функциональной кухни работает всю неделю с хватом  детей (18 чел.) и родителей (8 чел.). При проведении занятий соблюдаются санитарные нормы и правила.

Творческая мастерская «Фантазия» — еще одна инновационная площадка центра «Благость», где  идет апробация новых методов и технологий. С большим вдохновением дети посещают   занятия по разработанным педагогами дополнительного образования программам, включающим в себя арт-терапевтические методики.  Как показала практика, использование  названных методов  делает занятия нетрадиционными, насыщенными и очень интересными, позволяющими приобрести не только мастерство, но  и изучить технику изготовления различных поделок, а благодаря инновациям еще и  раскрепоститься, получить  психологическую помощь.  В мастерской работают квалифицированные, творческие  педагоги: Попова Е.Ю., Ивановская Л.Н., Тюрина Н.Н., Харитонова М.С., которые могут увлечь детей и поделиться опытом и мастерством.

         Технология «Фототерапия» реализуется на базе фотостудии,         работа в которой  оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций. Занятия ведет молодой, инициативный педагог  Степанова Д.С.

Она учит ребят не только работать с фотоаппаратом, осветительными приборами, фонами, но и  развивает воображение ребенка, мелкую моторику, координацию движений, стимулирует любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, воспитывает эстетические качества. Фотостудия позволяет  наиболее полно проявить себя в различных видах деятельности (конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением, самореализацией). Дети тренируются в решении проблемных ситуаций, идет становление личности, выравнивание характеров.  В фотостудии ярко отслеживается живое взаимодействие детей и родителей, они сами на свой вкус организовывают   фотозоны,  проявляют инициативу в области дизайна интерьера. Итогом работы фотостудии  стали проведенные семейные фотосессии  (5 семей).

         Еще одна инновационная технология реализующаяся в рамках проекта — «Наставничество». Данная технология является наиболее актуальной в сегодняшнем мире, она помогает детям получить представление о роли наставничества в жизни человека , приобрести навыки ведения тренинговой  работы в рамках формирования тандема, использовались техники установления контакта и  выравнивания напряжения, для принятия в свою жизнь нового значимого взрослого человека. В рамках проекта образовались 12 пар «наставник-наставляемый», кроме долгосрочного наставничества, в ходе проекта был опыт наставничества краткосрочного. Этот бесценный опыт дети перенесут в жизнь, приобретут навыки общения,  взаимодействия, а главное в их жизни появиться цель, к которой они будут стремиться.

         Еще одна технология успешно реализуется в проекте- «Сетевого общения», которая  в работе с детьми и семьями целевой группы помогает развитию коммуникативных навыков, непрерывному обмену информацией, получению консультаций разного характера, получению обратной связи.

Дети и родители целевой группы теперь  не просто бездумно проводят время в сети, проживая «чужую» жизнь, а стали ее  активными пользователями. В соцсетях появляются фотографии с их лицами, событиями из  их жизни, которая стала наполненной и интересной.

За истекший период реализации проекта вышеперечисленными технологиями были охвачены 121 ребенок, проживающий на территории Рассказовского района.

О.С. Пьянова