Финансовая грамотность – это совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами. В настоящее время среди наших соотечественников часты случаи финансовых злоупотреблений, накопления непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже разоряют. А большинство людей попросту не замечают, куда сами тратят собственные деньги, и живут от зарплаты до зарплаты. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне.

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет.

Почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать. В нашем окружении пока ещё мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, и даже мало тех, кто ведёт семейный/личный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью/своими зарплатами/государством и так далее. Но ведь всё в наших руках! И тем более – в руках наших детей.

Итак, для повышения финансовой грамотности наших детей необходимо:

— планировать семейный бюджет с детьми, то есть на примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги, тогда абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей;

— выделяйте ребенку карманные деньги, расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить. Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он;

— играйте в «финансовые» игры, настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег;

— учите ребенка зарабатывать, но помните о том, что у ребенка есть свои обязанности, и за их выполнение вы не должны ему платить. То есть не стоит платить за разложенные по местам игрушки и чистку зубов. Так можно легко потерять авторитет в глазах ребенка. Придумайте другую оплачиваемую деятельность. Например, собрать ягоды.

Это основные моменты, которым можно начать обучать ребёнка с дошкольного и младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже нужно развивать в нем денежно-экономические отношения.

25 сентября 2017 года Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., которая определяет в среднесрочной перспективе способы повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации.

Финансовая грамотность является важнейшей составляющей человеческого капитала, позволяющей человеку участвовать финансовых отношениях как в роли сберегателя, так и в роли инвестора. Главное предназначение финансовой грамотности состоит в качественном переходе дохода от трудового капитала, который является основным источником благосостояния человека в первой половине жизни, в финансовый капитал, который поддерживает привычный уровень потребления тогда, когда человеческий капитал заканчивается.

При поддержке государственных структур и финансовых институтов появилось множество проектов и программ, направленных на развитие финансового образования и финансовой грамотности. Внедрение данных программ – обусловленная необходимость, так как от уровня финансовой грамотности населения зависит развитие финансового рынка страны, стабильность финансовой системы и конкурентоспособность экономики. Однако, несмотря на все усилия Правительства и участников рынка, россияне продолжают опасаться пользоваться различными финансовыми продуктами и услугами, предпочитая им «домашние» способы.

Уровень общей финансовой грамотность населения России остается на низком уровне, что обусловлено: низкой квалификацией преподавателей финансовых дисциплин; отсутствием единой методической базы; отсутствием ответственного орган, который смог бы обеспечить объективность информационных ресурсов; и отсутствуем единой системы оценки финансовых знаний населения. Помимо этого у большинства россиян существует психологический барьер, который сформировался на этапе становления финансового рынка. Этот барьер не дает возможность решать простые финансовые вопросы, развивает кризис недоверия к финансовым институтам и провоцирует неучастие населения в финансовых отношениях.

Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование. Финансовая грамотность также включает в себя глубокие знания таких финансовых понятий как личное финансовое планирование, сложные проценты, механизмы работы кредитных инструментов, эффективные методы сбережения, права потребителей, а так же понимание взаимосвязей между различными экономическими процессами и событиями.